Концертмейстерский отдел

"Хорошими пианистами становятся многие - 
не каждый из них может стать хорошим концертмейстером"

Джеральд Мур - певец и аккомпаниатор. 


          

Искусство аккомпанемента зародилось на заре музыкальной истории цивилизации. Пение звучало интереснее и ярче с сопровождением — сначала ударных, а затем и струнных щипковых и духовых инструментов. В VIII веке ничем не примечательная флейта Пана обзавелась клавишами и получила новое название оргАн. Этот инструмент сразу же занял твердую позицию основного инструмента сопровождения пения. Разросшийся до гигантских размеров, он укращал собой проповеди священников и сопровождал пение хора. Немного позже клавиши подарили теперь уже церковному изначально инструменту — гуслям псалтирам — так появился клавесин. Из-за своих маленьких размеров и небольшого звука он не смог соперничать с органом в церкви и перебрался в залы дворцов и в дома музыкантов. Очень скоро клавесин стал неотъемлемой частью оркестра, цементируя воедино гармонию монозвучных инструментов. Музыканты, владевшие игрой на клавишных инструментах, стали, по сути, универсалами: они должны были уметь играть практически на всех инструментах, из которых состояли оркестры; на них лежала задача написания кантат и концертов. И если скрипач или виолончелист могли и не владеть искусством композиции, то клавирист обязан был быть не только сочинителем, но и импровизатором, чтобы уметь разнообразить свой аккомпанемент. 
         С появлением фортепиано и выходом его на первые роли искусство аккомпанемента поднялось на недосягаемые высоты. Достаточно посмотреть, какие  требования к аккомпаниатору предъявляют композиторы в своих сочинениях для голоса в сопровождении фортепиано: Ф. Шуберт, Р. Шуман, Й. Брамс, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, а позднее К. Дебюсси, М. Равель, П. И. Чайковский. С. В. Рахманинов — все они писали аккомпанемент высшего порядка к своим песням и камерным сочинениям. Взявшийся за исполнение этих сочинений пианист должен был обладать первоклассной подготовкой и как музыкант, и как пианист, и как аккомпаниатор. 
         Концертмейстер сегодня — это такой же универсал, хорошо образованный музыкант, обязанный знать специфику того инструмента, которому в данный момент аккомпанирует. Он должен учитывать все нюансы вокального искусства и знать основы дирижирования. Он должен красиво и правильно подать солиста, не мешать, а наоборот быть партнером в передаче замысла композитора в исполняемом произведении, подавать солиста на своем аккомпанементе как на хорошем блюде. Без пианиста-аккомпаниатора ни один певец или инструменталист не будет допущен к прослушиванию на конкурсах или фестивалях, без пианиста не состоится концерт камерной и вокальной музыки. Концертмейстер может заменить в экстренных ситуациях педагога, стать поддержкой сомневающемуся в своих силах солисту. Ведь именно вместе с солистом концертмейстер остается один на один с публикой, когда оба они выходят на сцену. И именно на концертмейстере лежит бОльшая часть успеха выступления. 
         Среди выдающихся аккомпаниаторов были Джеральд Мур, пропагандировавший искусство концермейстера во всем мире, выведший пианиста «из кустов» на равные роли с солистом; Важа Чачава, концертмейстер Елены Образцовой, объездивший с ней весь мир и считавшийся непревзойденным мастером аккомпанемента. В качестве концертмейстера пробовали себя Святостав Рихтер, Вэн Клайберн, Денис Мацуев; любили сменить поле деятельности и инструменталисты: Владимир Спиваков, Мстислав Ростропович. Многие композиторы садились за фортепиано, чтобы вместе с солистом озвучить свое новое сочинение. 
         На концертмейстерском отделе нашей школы работают одни из лучших концертмейстеров Москвы. Несколько концертмейстеров имеют высшую квалификационную  категорию. Все концертмейстеры абсолютно взаимозаменяемы и универсальны, владеют обширным репертуаром; некоторые имеют класс своих учеников-пианистов. Многие из них являются концертирующими пианистами, их приглашают на мастер-классы в другие города, приглашают выступить с концертами на различных престижных площадках Москвы, поучаствовать в учебном процессе музыкальных колледжей и вузов. 
         Наши концертмейстеры — это не только пианисты, но и баянисты. Они работают на народном отделе и выступают с ансамблем «Игрицы» на фестивалях и конкурсах не только в Москве, но и за ее пределами. Их мало, но каждый из них интересен своими способностями, образованием и, конечно же, мастерством игры на своем инструменте. 

         Наши концертмейстеры — это творческие люди. Они являются организаторами различных творческих проектов, включенных не только в учебный процесс, но и выходящих за его рамки. Вся концертная работа лежит на концертмейстерском отделе. В школе постоянно работает Педагогическая филармония, ставятся мюзиклы силами преподавателей, учеников и родителей, проводятся тематические концерты. Авторство большинства исполняемых в школе аранжировок и оригинальных сочинений принадлежит им. Некоторые концертмейстеры являются также авторами или составителями опубликованных сборников, которые используются в учебном процессе нашей школы.