Открытый урок преподавателя Мерзликина М.А.

24 октября 2018

24 октября 2018 года

12:00

Открытый урок преподавателя Мерзликина М.А.

Тема: "Постановка рук и посадка на начальном этапе обучения в классе баяна\аккордеона"

Правильная посадка и постановка рук при обучении игре на баяне/аккордеоне очень важна. Вопрос посадки детей за музыкальным инструментом достаточно изучен. В каждом учебнике, самоучителе, школе игры она затрагивается. Посадку ребенка необходимо постоянно контролировать. В первые несколько лет обучения ребенок  долго не может осознать важность "правильно сидеть", порой, просто отвлекается, горбится, забывает следить за ногами. В начальный период обучения приходится на занятии по 5, 10, а то и 15 раз напоминать ученику о том или ином правиле посадки, которое он перестаёт соблюдать.

Особое внимание уделим вопросу о мышечном зажиме. Проблема мышечного зажима у музыканта – одна из актуальнейших тем. Основное знакомое всем правило – не зажимать мышцы. Но как правильно объяснить это ученику? Как заложить в нём именно умение контролировать свои мышечные ощущения? Этот вопрос неоднозначен.

Ход урока:

1.Подготовка рабочего места к началу урока: стул, подставка для ног, пюпитр, нотные сборники, музыкальный инструмент – аккордеон ¾. 

2..Посадка: сидеть на половине стула, спина прямая, плечи опущены, голова приподнята. Высота сидения должна быть немного выше уровня коленей ученика. Ноги опираются на всю ступню, расставлены, слегка выдвинуты вперед.

3.Постановка аккордеона: наличие широкого грифа правой клавиатуры у аккордеона заставляет держать инструмент на левом бедре со значительным смещением влево. Нижняя часть грифа правого полукорпуса упирается во внутреннюю сторону правого бедра, поэтому аккордеон получает небольшой наклон вправо, а также достигается устойчивость инструмента при игре на сжим.

4.Регулировка ремней: плечевые ремни регулируем таким образом, чтобы между корпусом аккордеона и грудью исполнителя оставалось небольшое пространство. Левый ремень делается короче правого. Левый боковой ремень регулируется таким образом, чтобы кисть руки, касаясь ремня и крышки левого полукорпуса, свободно двигалась вдоль клавиатуры.

5.Постановка правой руки: при постановке правой руки пальцы находятся в полусогнутом положении, большой палец и мизинец нельзя держать за пределами клавиатуры, поэтому нажимать белые клавиши нужно ближе к черным. Локоть немного приподнят и отведен в сторону. Локоть и кисть вместе составляют одну плавно закругленную линию. Нельзя выгибать запястье и касаться края грифа ладонью.

6.Постановка левой руки: кисть левой руки продевается под ремень, касаясь кончиками пальцев основного ряда басов, чуть разворачивается в сторону самого короткого пальца – мизинца, большой палец касается ребра левого полукорпуса. 

7.Упр. для снятия мышечного напряжения кистей правой и левой рук нужно сделать: свободно опустить руки вдоль туловища – пальцы примут естественное округлое положение, затем поднять их на клавиатуру.

8. Гамма до мажор: исполнение гаммы правой и левой рукой различными штрихами , а так же разъяснение ученику про каждую часть руки при исполнении гаммы.

9. К.Черни Этюд: исполнение учеником при правильной постановке руки и правильной посадке

Заключительная часть. Подведение итогов по проделанной работе.


Открытый урок преподавателя Мерзликина М.А.