Методическое сообщение преподавателя Мироновой Н.Ю.

30 марта 2018

30 марта 2018 года

11:00

Методическое сообщение преподавателя Мироновой Н.Ю.

"О некоторых вопросах артикуляции при изучении произведений эпохи барокко в ДМШ"


«О некоторых вопросах артикуляции при изучении произведений эпохи барокко в ДМШ»
Приступая к изучению барочных произведений, надо помнить, что они были написаны для клавира. Это общее название трех различных групп клавишных инструментов. Общим  у них является отсутствие педали. Это свойство делает понятным значение артикуляции (т.е. ручных приемов связывания и расчленения звуков) как важнейшего средства выразительности. При этом имеется в виду альтернатива между двумя артикуляционными манерами: legato и non-legato.
Изучение артикуляции лучше всего начинать с изучения двухголосных пьес, в которых каждому голосу присваивается своя особая артикуляционная окраска. Более крупные длительности исполняются раздельно, более мелкие – слитно. Этот прием является отличительной чертой барочного стиля, которую И.А. Браудо назвал «приемом восьмушки». Он также обосновал прием «инструментовки» - когда каждому голосу придается различный характер звучания.
Искусное противопоставление различных приемов игры legato и non-legato позволяет лучше слышать и понимать развитие отдельных голосов в полифонии.
Не менее важна артикуляция в «произнесении» целой фразы. «Изменив манеру исполнения, можно так сыграть одну и ту же тему, что она едва ли будет узнаваема на слух.» (К-Ф-Э Бах)
Важно подчеркнуть особенности ямбических и хореических мотивов, а также значение «внутримотивной» и «межмотивной» артикуляции.
Композиторы эпохи барокко почти не оставили исполнительских указаний в своих сочинениях. Это делает работу над ними чрезвычайно увлекательной  и позволяет педагогу выбрать манеру исполнения, учитывая особенности ученика, сохраняя стиль и характер эпохи.


Методическое сообщение преподавателя Мироновой Н.Ю.