Методическое сообщение преподавателя Н.А.Гаретовской

11 апреля 2018

11 апреля 2018 года

12:00

Методическое сообщение преподавателя Н.А.Гаретовской

Тема:
"Работа над вариациями разных стилей"


Тема: "Работа над вариациями разных стилей"
Мною выбрана эта тема, потому что среди произведений крупной формы школьной программы вариационная форма занимает важное место.
Эта форма интересна и любима детьми, развивает фантазию ученика, учит его мыслить большими построениями. Начиная с самых лёгких вариаций (в основе которых обычно лежит народная песня), ребёнок должен уметь исполнить тему рельефно, выразительно. И в последующих вариациях чувствовать и слышать развитие этой темы с её яркими народными интонациями.
Сама вариационная форма сочетает в себе черты крупной и малой формы; цельность формы создаётся тематическим единством. Умение исполнить миниатюру - лаконично, образно, в стиле, лежит в основе создания вариационной формы.
Объединение отдельных вариаций в крупную форму - не простая задача для учащегося. Здесь педагог должен объяснить понятие кульминации, найти дополнительную форму, объединяющую вариации. Объяснить принципы вариационного развития, объединения в волны нескольких вариаций. Затронуть тему родственности и контрастности вариаций, влияющих на форму. Значение ферматы между вариациями.
В своей работе я показываю вариационные циклы разных стилей - это "Вариации на русскую тему" С.Майкапара. Вариации, к которым учеников подводит исполнение вариационных циклов на народные темы. "Вариации на русскую тему" Майкапара - одно из лучших и любимых сочинений школьного репертуара крупной формы для средних классов.
Второе произведение - 25 "Джазовая инвенция" М.Шмитца, в основе которой - полифоническая тема в стиле Баха и вариационное развитие в джазовом стиле (swing). Яркое, концертное произведение, завершающее цикл "25 джазовых вариаций".



Методическое сообщение преподавателя Н.А.Гаретовской