Методическое сообщение концертмейстера Н.А.Бутенко

20 ноября 2017


20 ноября 2017 года

11:00

Методическое сообщение  концертмейстера Н.А.Бутенко

«Работа концертмейстера с учеником над интерпретацией старинных скрипичных сонат в рамках подготовки к конкурсам и выступлениям»



Старинные (барочные) сонаты для струнных смычковых инструментов с сопровождением стоят в репертуаре струнников особняком. Эти произведения, написанные композиторами эпохи Барокко, выпадают из формата классической манеры интерпретации произведений для струнных смычковых инструментов, поскольку в эпоху Барокко инструменты, а также техника игры на них сильно отличались от привычных нам представлений, которые формирует современная музыка и педагогика. Для аутентичного звучания этих сонат адепты старинной музыки прибегают к исполнению на инструментах, которые применялись вплоть до начала XIX века. В наше время учащиеся музыкальных школ и средних и высших учебных заведений обучаются игре на усовершенствованных инструментах, в некоторых своих деталях сильно отличающихся от старинных. И общепринятый стиль игры на этих инструментах в настоящее время очень далек от того, который был распространен вплоть до времени Моцарта и Гайдна.
Однако существует множество исследований в области аутентичного исполнения старинной музыки, интерес к которому — вполне правомочный — возродился во второй половине ХХ века, а также педагогические направления, которые хранят и передают устные знания в области интерпретации музыки эпохи Барокко. 
Задача преподавателя и концертмейстера, как непосредственно участника исполнительского процесса, научить ученика, используя тот инструмент, которым располагает ученик, понимать старинную музыку, ее язык, помочь овладеть стилистикой игры музыки Барокко, показать отличия от более поздних произведений классицизма и романтизма, научить в процессе выступления на конкурсах, где играются сразу несколько произведений разной стилистической направленности, переключаться с одной манеры игры на другую — то есть, расширить кругозор учащегося, раскрыть его возможности, обогатить его знания, технику, звукоизвлечение, поднять его общий музыкальный уровень. И таким образом создать в процессе исполнения ансамбль, в котором ученик становится интересным, ярким солистом.



Методическое сообщение  концертмейстера Н.А.Бутенко